На пути к шестому технологическому укладу
24 апреля 2015
В апреле частыми гостями НПО автоматики были школьники и учащиеся средних учебных заведений Свердловской области. Это неслучайно. Все они участники Вторых Семихатовских чтений, или Молодежного космического форума-2015. По сути, это конкурс творческих проектов в сфере высоких технологий. А еще это хорошая возможность заявить о себе, встретиться с известными учеными и конструкторами, пообщаться со сверстниками, увлеченными идеей покорения межзвездных пространств.
Организаторами форума стали НПО автоматики и екатеринбургский лицей №110 при поддержке Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Он проводился в два этапа: сначала в учебных заведениях, затем на нескольких площадках НПО автоматики и учебных аудиториях лицея №110.
Финал вторых Семихатовских чтений продолжался почти весь месяц, с 4-го по 23-е апреля. Такая временная протяженность форума объясняется его необычайной насыщенностью событиями. Загляните в программу чтений: в ней отражены разнообразные подходы к освоению новых технологий, изобретательству, созданию перспективных машин и механизмов.
Свои проекты юные семихатовцы представили на нескольких секциях: математики, естественных, инженерных, гуманитарных наук и технического моделирования.
Яркой и зрелищной стала работа секции моделирования, в которой особое место занимала робототехника.
- Роботы - активно развивающееся направление техники. Автоматам под силу самые разнообразные задачи, поэтому конструирование новых умных машин - дело очень перспективное, - отметил генеральный директор НПО автоматики Л. Шалимов. - Замечательно, что этим занимаются юные изобретатели. И год от года их становится больше, а уровень разработок неуклонно растет. Наше предприятие заинтересовано в талантливых молодых специалистах, которые придут к нам на работу. Мы приближаемся к шестой в истории человечества научно-технической и технологической революции. Сегодня речь идет об «умных» материалах, квантовом двигателе, искусственном интеллекте. По мнению ученых, у России нет иного пути, кроме как перемахнуть через пятый этап и в течение ближайших десяти лет войти в число государств с шестым технологическим укладом.
Неслучайно и Вторые Семихатовские чтения названы «Наше сияющее завтра. Шестой технологический уклад». Их программа отразила современные подходы к созданию перспективной техники. К примеру, робототехники показывали свои модели в действии, что привлекло немало зрителей. Механические создания ездили, летали, говорили, ходили и вообще чувствовали себя уверенно среди людей.
Техническое творчество не знает возрастных границ. В работе секции участвовали и учащиеся младших классов. Третьеклассник из гимназии №2 М. Журавлев, к примеру, демонстрировал возможности космической черепахи, которой предстоит исследовать другие планеты.
Привлек внимание беспилотный летательный аппарат «Квадрокоптер» Г. Наумова (9-й класс екатеринбургского лицея № 110). Впечатлил левитатор Ю. Филимоновой (лицей № 128, Екатеринбург). Роботы для работы в космосе стали своеобразным мейнстримом школьных проектов. Сразу несколько человек представили модели планетоходов, что отражает возобновление у молодежи интереса к космическим исследованиям.
В рамках форума состоялся также турнир по робототехнике и 3D-моделированию «Лунные роботы», в котором приняли участие 12 команд. Он потребовал от участников немало знаний, навыков и умений в разных областях науки и техники, ведь задания им достались непростые. Тем более что все события роботосоревнований «происходили» на Луне. Комментирует А. Гармашов:
- Задания достаточно сложные даже для турниров мирового уровня, в них совмещены задачи по робототехнике и 3D-печати. Команды делились на две части: одной приходилось заниматься программированием роботов, другой - 3D-моделированием. При этом, например, требовалось смоделировать контейнеры для перевозки лунных минералов сложной формы. Участники освоили практически за один вечер печать на 3D-принтерах. Победители вообще обошлись без помощи руководителей, все сделали самостоятельно.
После этого роботам предстояло доставить минералы суессит, перритит и хапкеит от месторождения до места посадки десантного модуля, причем как можно быстрее.
Соревнования были очень зрелищными, до конца сохраняя интригу. Победителями стали команды лицея №110 (Екатеринбург), лицея №21 (Первоуральск), Клуба детского творчества «Социум» (Екатеринбург). Они получили конструкторы для самостоятельной сборки 3D-принтеров.
Как уже говорилось, кроме робототехники и 3D-моделирования работали секции естественных, инженерных и гуманитарных наук. Выступившие на заседаниях школьники рассказали о своих исследованиях, обозначив немало интересных тем.
Оригинальными разработками порадовали учащиеся не только екатеринбургских гимназий, техникума «Автоматика», Уральского радиотехнического колледжа, но и учебных заведений Свердловской области. На Семихатовские чтения приехали ребята из Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Ревды, Сысерти, Асбеста, Новоуральска.
В секции естественных наук прозвучало 11 докладов, в математической - десять, в инженерной - одиннадцать, в гуманитарной - тринадцать. В техническом моделировании было представлено 18 работ. Но участников было больше, поскольку некоторые проекты принадлежали коллективу авторов.
Одним из ярких этапов форума стала интеллектуальная игра «Школьный спутник». В ней участвовали команды екатеринбургских лицеев №110 и №128, ревдинской школы №3. Екатеринбургскую гимназию №202 «Менталитет» представлял Д. Новик - един во всех лицах.
- Сегодня вокруг земли обращается около тысячи активных спутников. У них множество функций. Только представьте, насколько они вписаны в нашу жизнь, - подчеркнул заместитель генерального директора по РКТ Л. Бельский. - Может возникнуть вопрос: зачем школе спутник? Если считать школу колыбелью развития и основой будущего нашего общества, то ответ очевиден.
Проект «CanSat», «Спутник в банке», появился несколько лет назад. Идея заключалась в проектировании спутника массой не более 500 граммов - как в банке. А вот каким он будет, зависит от фантазии авторов. На форуме команды не просто защитили проекты, а представили их в виде настоящих театрализованных шоу. Оригинально и весело.
Места на пьедестале распределились так: лицей №128, лицей №110, школа №3 (Ревда).
- Особо надо отметить команду гимназии №202, состоящую из одного человека, - говорит А. Гармашов. - Он предложил создать зонд - низкоорбитальный космический модуль. Игра и задумывалась для того, чтобы проявились такие прорывные технологии. Задание совместилось с их опытом и привело к оригинальной идее. Кстати, у членов жюри возникла мысль позаниматься этой темой, что, на мой взгляд, очень важно для реальной оценки представленных проектов. Игра - это ловушка для инноваций.
Вторые Семихатовские чтения завершились. Их итог подвел член Семихатовского комитета, директор музея НПО автоматики Ю. Дерябин:
- В техническом отношении уровень работ участников достаточно высок. Больше всего меня удивило проникновение космической идеи в сознание участников, говоря шире, в общественное сознание. Гуманитарии в этот раз большинство работ связывали с космонавтикой. И делали это с увлечением. Замысел Семихатовских чтений соответствует государственной политике развития инженерного и вообще технического творчества. Россия не сможет развиваться без мощных инженерных и конструкторских школ. К счастью, мы наблюдаем интерес молодежи к технике. Такая тенденция вселяет уверенность в завтрашнем дне отечественной конкурентоспособной промышленности. Семихатовские чтения - это еще и последовательная работа по возрождению Уральской инженерной школы, известной своими традициями.
Победителями Вторых Семихатовских чтений стали Д. Девяшин (Новоуральская гимназия), В. Мирошникова (лицей №110, Екатеринбург), А. Лукьянов (Лицей №110, Екатеринбург), Ю. Филимонова (лицей №110, Екатеринбург), Е. Абдуллина (лицей №110, Екатеринбург), Д. Новик (гимназия №202 «Менталитет», Екатеринбург).
Они награждены призами «Космический рыцарь». Главное - их ожидает поездка на Байконур.