«IX Семихатовские чтения»: семь школьников поедут на космодром
21 апреля 2022
В Екатеринбурге состоялся финал IX Молодежного космического форума «Семихатовские чтения». Тема этого года – 80-летие НПО автоматики (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»), которое является организатором проекта. Порядка 50 юных разработчиков в своих проектах показали, как может выглядеть Российская орбитальная служебная станция, зачем роботу измерять показатели здоровья космонавтов, как тротуар поможет городу вырабатывать электричество и что умного в клумбах и теплицах. Семь из них завоевали главный приз – поездку на космодром.
В этом году школьники приехали со своими проектами из Свердловской и Челябинской областей. Так, ученик 10 класса лицея №110 Олег Медетов предложил заменить привычную тротуарную плитку на «умную». Она трансформирует кинетическую энергию движения в электрическую. Юноша сам собрал преобразователь энергии и прототип тротуара. Получилось энергоэффективное изделие, которое позволяет вырабатывать электричество для освещения улиц или обогрева домов.
«Такой тротуар можно установить в парке. Когда человек наступает на ячейку, ее поверхность прогибается и приводит в действие пьезоэлементы, которые находятся под тротуаром, они при деформации вырабатывают электроэнергию. Затем энергия поступает на диодный мост. Он, в свою очередь, выпрямляет переменный ток в постоянный. Следом электричество накапливается в аккумуляторах и может, например, использоваться для питания фонарей, установленных на тротуаре. То есть, освещение в парке будет работать за счет того, что по нему просто ходят люди», – рассказал Олег Медетов.
Другая команда школьников позаботилась об эстетической части города и собрала систему автоматической высадки цветов, которая управляется с помощью приложения. Разработка должна упростить и сократить процесс озеленения городских пространств, придомовых территорий и садовых участков. Прототип клумбы напоминает большой 3D-принтер, который засеивает семена таким образом, чтобы они сформировали определенное изображение, когда прорастут и зацветут.
«Наша система может высаживать цветы, например, на городских клумбах. Все, что нужно сделать, – загрузить в принтер любой рисунок, который должен появиться на земле, и капсулы с семенами и удобрениями. Машина распознает цвета и в зависимости от изображения выбирает место, в котором специальный шток формирует ямку, погружает капсулу и поливает место посадки. В будущем мы планируем установить нашу систему на гусеничное шасси и тогда сможем засеивать любые площади», – пояснил соавтор проекта, ученик 9 класса школы №23 Кирилл Колосов.
В этом году почти 50 юных разработчиков и инженеров соревновались за право поехать на космодром, чтобы увидеть пуск ракеты. Главный приз получили победители в каждой из пяти секций форума:
- Кирилл Абашев, «Использование паутины в космосе».
- Вадим Каратаев и Дмитрий Смышляев, «Разработка информационного портала для сопровождения дистанционного обучения Кванториума».
- Егор Васильев, «Андрогинный Модуль Наведения и Стыковки МАНС».
- Сергей Шевцов, Кирилл Колосов, «Система автоматической высадки растений».
- Роман Соколов, «Интерактивная игра-энциклопедия «Тайны космоса».
По словам заместителя генерального директора НПО автоматики по кадровой и социальной политике Алексея Глазкова, школьники вновь продемонстрировали лучшие разработки и доказали, что по праву могут считаться инженерами.
«С каждым годом растет уровень и качество проработки проектов, которые дети представляют на «Семихатовских чтениях». Их изобретения актуальны не только в космосе, но и на земле. Наше предприятие в течение девяти лет воспитывает юных инженеров. Конечно же, мы рассчитываем, что после окончания вуза они придут на работу в НПО автоматики», – сказал Алексей Глазков.
В течение двух недель школьники в возрасте от 12 до 18 лет защищали свои работы перед экспертами, в числе которых ученые, опытные инженеры, программисты и исследователи.
Организаторами Молодежного космического форума «Семихатовские чтения» выступают АО «НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова» и МАОУ лицей №110 им. Л.К. Гришиной при поддержке Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.